?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тункинская Долина

Сегодня вернулся из поездки по Тункинской долине.  Местные жители называют её бурятской Швейцарией: здесь заканчиваются Восточные Саяны и начинается Хамар Дабан

Места красивые, я бы сказал, уникальные: богатые целебными источниками. Здесь когда-то была всесоюзная здравница Аршан, куда со всего СССР съезжались для лечения заболеваний ЖКТ. Не могу сказать, как было там в в советские времена, однако, по-моему, сейчас всё пока не в лучшем виде. Да и вся Тункинская долина, хоть и называется Бурятской Швейцарией, однако, по уровню жизни, благоустроенности и т.д., на мой взгляд, Швейцарии настоящей далеко уступает. Я не знаю, может быть это с другой стороны и хорошо: во всяком случае народ благами цивилизации не избалован. В качестве примера можно привести иркутскую Листвянку, где местные жители на рынках и торговых палатках заламывают ну просто заоблачные цены буквально за каждую мелочь...
Впрочем, моей целью не является оценка уровня жизни, причинно-следственных связей и прочих благ цивилизации. Поскольку ездил я с архипастырской поездкой, позволю себе поделиться с этой стороной своих впечатлений. Примерная протяженность Тункинского района по асфальтовой (и не очень) дороге составляет сто шестьдесят километров, на которой расположены населнные пункты, в которых имеются храмы: это Аршан, Тунка, Кырен и Монды - поселок, стоящий почти на самой границе с Монголией. Церкви, в основном, небольшие, деревянные. Лишь в Тунке стоит большая каменная церковь, памятник архитектуры местного значения, которая находится в крайне удручающем положении. До такого состояния довели не только безбожные советские времена, но и, так называемые, ремонтные работы, которые были произведены крайне неквалифицированно. Я бы даже сказал, безалаберно и безответственно. И виноват в этом, как я понимаю, настоятель, который возглавлял приход в конце 90-х, начале 00-х годов. Покрытая тяп-ляп кровля, которая, к тому же была выполнена без утепления, благополучно протекает, в храме пахнет сыростью и плесенью. В храме холодно как в склепе и зимой служить становится невозможно. Средства, выделенные одним из местных благотворителей былы растрачены неграмотно, без производства проектно-сметной документации. Видно, что храм продолжает разрушаться. И как сейчас выходить из сложившейся ситуации, даже не могу себе представить. В Мондах, приграничном поселке стоит молитвенный дом: небольшая избушка, которую под храм пожертвовала одна верующая прихожанка. Более или менее дела обстоят в Аршане и Кырене - райцентре Тункинского района. Но и там работы до конца не завершены. Причин, на мой взгляд, две. На весь район у нас один священник - иерей Леонид Никифоров, который, естественно, физически просто не успевает окормлять все храмы. Положение усугубляется тем, что священник живет в Иркутске и вынужден ездить на каждую службу: ближайщий приход к Иркутску составляет 122 км. Казалось бы расстояние и не очень большое, но по горной трассе с двухполосным движением, особенно в зимний период - задача довольно сложная. 
Вторая причина, и на мой взгляд, главная, заключается в том, что ни на одном приходе нет дома для священника. То есть, отец Леонид и рад бы был жить в основном месте своего служения, то есть в Аршане, да нет жилья.  Поэтому, главная задача, которая была поставлена мной - это строительство дома для священника в Аршане и Кырене. Но, в первую очередь, конечно, в Аршане: в таком случае у о.Леонида была бы возможность постоянно пребывать на своем приходе с прихожанами (а если священник живет за 120 км. от прихода, да ещё в соседней области, какая же это приходская жизнь получается?).. А иначе, я решительно не вижу никакой возможности подыскивать настоятелей для этих приходов. Ведь священники у нас, как правило, народ многодетный: как же им без жилья?
Ну, и ещё, я увидел, что люди в тех краях живут хорошие, добрые. Как и везде у нас в республике, впрочем. Только вот, пьянство - просто беда. Вчера из Аршана выехали пораньше, чтобы успеть обозреть все оставшиеся приходы и успеть засветло вернуться. Вдоль трассы то там, то здесь навстречу попадаются "страждущие и жаждущие" то поодиночке, а то и попарно и по трое ищущие утешения после вчерашнего. Грустно, знаете ли... И ещё, как мне показалось, в районах не действует закон, запрещающий продажу алкоголя после 22-х часов: частенько встречается вывеска на магазинах гласящая: "водка и вино. Круглосуточно." А может не везде действует этот закон? Впрочем, сам лично не проверял, продают ли по вечерам после 22:00 алкоголь или нет, поэтому со стопроцентной уверенностью утверждать не буду. Ниже размещу небольшой фотоотчет о поездке

Это отец Леонид. Позади - благочинный игумен Николай (Кривенко)


Храм кур. Аршан



А это общее фото с прихожанами 


За спиной - Саянские горы




За спиной Монголия. Рядом - пограничный столб


Вот, в целом, и всё...


Comments

( 13 comments — Leave a comment )
salamatov
Oct. 27th, 2011 02:21 pm (UTC)
Как и многие иркутяне бывал в Тункинской долине не один раз. Красивейшие места.
Благослови Господи, чтобы люди здесь проживающие восхваляли имя Твое святое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
npomonon
Oct. 27th, 2011 05:25 pm (UTC)
За спиной Монголия.
И можно свободно туда прогуляться?
dkirpich
Oct. 27th, 2011 05:39 pm (UTC)
Re: За спиной Монголия.
Более чем уверен что да. Вот Владыка всех монголов еще и обратит в нашу веру, но территории...и размер у Питерского жителя вызывают ужос и восхищение. :)
bishop_savatius
Oct. 28th, 2011 02:47 am (UTC)
Re: За спиной Монголия.
Если есть виза - можно и прогуляться. Но для чего? Пограничный и таможенный посты с нашей стороны прекрасно оборудован: всё аккуратно покрашено, всё красиво. К посту подходит асфальтовая дорога. А со стороны Монголии стоят обшарпанные здания, сразу же начинается грунтовка, по которой, по рассказам знающих людей ехать сотни и сотни верст. По дороге встречаются и вовсе почти непролазные болота...
o_m
Oct. 27th, 2011 07:00 pm (UTC)
У меня мама из Тунки! И моя прабабушка, как мне рассказывали, в советские времена ездила причащаться аж в Иркутск!! Скажите, в тункинском храме сейчас служат хоть иногда?
bishop_savatius
Oct. 28th, 2011 03:18 am (UTC)
да, службы идут. Но зимой, как писал, служить будет сложно
chitinets
Oct. 27th, 2011 07:17 pm (UTC)
Очень забавная фотография третья снизу: как-то Вы, владыко, получились выше Саян )))
bishop_savatius
Oct. 28th, 2011 02:51 am (UTC)
Оптика, да... :))
ksusha30
Oct. 28th, 2011 05:08 am (UTC)
А как дела с молодежью? На фотографии что–то не видно.
tahenka
Oct. 28th, 2011 06:10 am (UTC)
мы были там на Троицу - красивые места!
а почему священник из Бурятской епархии живет в Иркутске? ведь, получается, в будни и на "работу", то есть на место служения, не наездишься. Хоть в Слюдянку бы переселился, все же ближе)))
Владыка, Вы и правда выше гор получились)))
bishop_savatius
Oct. 28th, 2011 12:46 pm (UTC)
Теоретически, конечно, легче переехать в Слюдянку, а ещё лучше, так и вообще в Аршан. Но, ведь в жизни складывается совсем не так, как хотелось бы. В 57 лет менять уклад жизни, продавать жилище в областном центре и всей большой семьей перебираться на новое место жительства не так просто, как это было бы, скажем, в 27 лет...
tzepilova
Jan. 20th, 2012 05:24 am (UTC)
Здравствуйте.
Меня зовут Оксана и меня живо волнует как раз эта ситуация вокруг церквей и богослужений в Тункинской долине. Я даже не далее как два дня тому назад, написала письмо по адресу Иркутской епархии для совета.
Моя бабушка живет в Тунке, а мы часто туда приезжаем. В селе нам очень хочется посетить церковь, потому что она для всех нас особенная. Не смотря на удручающее состояние - это один из светлейших памятников архитектуры. Но возможность попасть внутрь, помолиться, поставить свечу, а тем более посетить богослужение стремится к нулю.
Скажите, неужели один единственной священник на огромную территорию, к тому же живущий в Иркутске - это нормальная ситуация для нашей Церкви?
Нет вы скажите, может у нас батюшек мало?
Может молодежь не идет, не учится этому делу?
Так нет же! Я прекрасно знаю, что и священники есть и молодые и горящие. Но почему, скажите, объясните вы нам людям, почему никто не рвется принять служение в таких вот сельских церквях?
Вы опять сейчас может быть возразите, что все упирается в жилье. Тунка - огромное село, в ведомстве администрации которой есть свободные для размещения дома. Вы к ни обращались? Почему священник должен жить в Аршане? А почему не в Тунке?
Мне просто хочется еще раз напомнить какая история у этого села .Это исконно русское поселение, имеющее стратегическое значение для всего района. Сейчас об этом забыли и даже намеренно забыли .Даже районный центр перевели в Кырен, который еще 10 лет назад и улиц то толком не имел. А в Тунке было большое хозяйство, люди, школа, культура, история. Во что теперь превратили это место? Мне очень обидно за село и его жителей, которые вынуждены выживать, у которых даже духовника нет.

Может быть я не права. Даже скорее всего не права. Все мы люди и каждый ищет место удобное для существования. Но все еще хочется думать что люди Церкви другие. Что они способны еще давать людям веру, надежду на возрождение.

Примерно об этом я и написала Иркутской епархии. И сразу же получила ответ от священника Стефана Бажкова, за что ему большое спасибо. Он посоветовал мне обратиться в Улан-Удэнскую епархию, так как она ведает этим районом. Я обратилась, но ответа не получила. Иначе как игнором это и не назовешь.


Давайте дискутировать, поднимать тему в конце концов, подключать общественность. Не знаю ,почему меня это вдруг стало волновать, но я уверенна, что должна понять, что происходит и как это изменить. ЧТоб объяснить это остальным.



Edited at 2012-01-20 05:25 am (UTC)
bishop_savatius
Jan. 20th, 2012 05:44 am (UTC)
Уважаемая tzepilova!
Если бы Вы внимательнее прочли мой ЖЖ, уверен, истерических ноток в Вашем сообщении поубавилось бы.
Потому что, большинство моих друзей по ЖЖ осведомлены о главной проблеме в Улан-Удэнской и Бурятской епархии: острейшей нехватке духовенства. Вы должны понимать, что подготовка священника занимает не год и не два: обучение длится 5 лет, затем новый священник должен приобрести какой-то пастырский опыт. И лишь только тогда можно будет говорить о священнике, способном вести пастырскую деятельность на приходе. В настоящий момент на 70 приходов в Бурятской епархии лишь 52 священнослужителя. Часть из которых являются монашествующими в монастыре.
Если Вы так болеете за любезную так многим Тунку (и меня это радует), то почему бы Вам, вместо того, чтобы писать гневные сообщения, просто не переселиться в ваше родное село и уже на месте проявлять активность: стать активной прихожанкой храма, вникнуть в проблемы прихода, а не так вот, огульно ругать всех?
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

bishop_savatius
bishop_savatius

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com